Ввод информационной системы в опытную эксплуатацию. Сдача информационной системы в эксплуатацию

Акт приемки в опытную эксплуатацию формируется по результатам проведения предварительных испытаний и включает в себя: выводы сделанные по результатами комплексных испытаний; задания на опытную эксплуатацию.

Период времени работы комиссии

В данном разделе акта приемки приводятся даты начала и окончания работы приемочной комиссии по проведению предварительных испытаний.

Начало проведения испытаний – 01 ноября 2010г.
Окончание проведения испытаний – 31 декабря 2010г.
Общая продолжительность проведения испытаний – 44 рабочих дня.

Наименование организации-заказчика, организации-исполнителя и организации-соисполнителя

Приводится наименование организаций участников проведения испытаний и составивших акта приемки информационной системы в опытную эксплуатацию.

Организация-заказчик – ОАО "Заказчик".
Организация-исполнитель – ЗАО "Исполнитель".
Организация-соисполнитель – ООО "Соисполнитель" (если есть).

Состав функций АИС, принимаемых в опытную эксплуатацию

Перечисляется состав функций АИС принимаемых в опытную эксплуатацию. Функции могут передаваться как общесистемные, так и по подсистемам. Функции берутся из раздела "Требования к функциям, выполняемым системой " технического задания на создание информационной системы.

Перечень составляющих технического, программного, информационного и организационного обеспечений, проверяемых в процессе опытной эксплуатации

В данном разделе акта приемки приводится перечень испытаний проводимых во время опытной эксплуатации. Перечень испытаний берется из раздела "Объем испытаний " Программы испытаний.

В процессе опытной эксплуатации подлежат проведению испытания представленные в таблице ниже.

Перечень документов, предъявляемых комиссии

В данном разделе акта приемки приводится перечень предоставленных комиссии документов необходимых для проведения опытной эксплуатации.

Инструкция по формированию и ведению базы данных (набора данных), версия 1 от 12.09.2010г.
- Руководство пользователя, версия 1 от 14.09.2010г.
- ...

Оценка соответствия принимаемой АИС техническому заданию

Приводятся оценка соответствия принимаемой АИС техническому заданию.

По результатам проведения предварительных испытаний Система соответствует требованиям, представленным в документе: « ». Версия 1.0.

Основные результаты приемки в опытную эксплуатацию

В данном разделе акта приемки перечисляются основные результаты получаемые по результатам проведения опытной эксплуатации информационной системы.

По результатам проведения опытной эксплуатации должны быть получены следующие основные результаты:
- Система – работоспособна;
- Подсистемы Системы – взаимодействуют;
- Система соответствует требованиям документа «Техническое задание на создание автоматизированной системы ». Версия 1.0.;
- Все характеристики подлежащие оценке находятся в допустимых пределах.

Решение комиссии о принятии АИС в опытную эксплуатацию

Приводится решение комиссии о возможности или невозможности принятия информационной системы в опытную эксплуатацию.

Ковтун М.В. Октябрь 2010.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О требованиях к вводу в эксплуатацию информационных систем, создаваемых в городе Москве *


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 37 (Том 2), 07.07.2015);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 57, 13.10.2015);
от 5 декабря 2017 года N 694-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru. 06.12.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.12.2018).
____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП ..


В целях повышения эффективности эксплуатации информационных систем в городе Москве:

1. Установить, что:

1.1. Органы исполнительной власти города Москвы, обеспечивающие создание информационных систем за счет средств бюджета города Москвы, подведомственные таким органам исполнительной власти города Москвы организации, на которые в соответствии с правовыми актами города Москвы возложены полномочия по обеспечению создания информационных систем (далее также - органы исполнительной власти города Москвы и организации, обеспечивающие создание информационных систем), осуществляют ввод указанных информационных систем в эксплуатацию после проведения приемочных испытаний, подтверждающих готовность информационной системы к вводу в эксплуатацию, утверждения модели угроз безопасности информации, а также выполнения необходимых мероприятий по защите информации, содержащейся в информационной системе, путем оформления правовых актов (локальных нормативных актов) органов исполнительной власти города Москвы или организаций, обеспечивающих создание информационных систем, соответственно (далее - правовые акты о вводе в эксплуатацию информационных систем) по форме согласно приложению к настоящему распоряжению.
распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

1.2. Правовые акты о вводе в эксплуатацию информационных систем, создание которых не обеспечивает Департамент информационных технологий города Москвы, подлежат согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы. В ходе согласования Департаментом информационных технологий города Москвы могут быть затребованы у органов исполнительной власти города Москвы и организаций, обеспечивающих создание информационных систем, дополнительные сведения о данной информационной системе, содержащие ее описание и (или) подтверждающие основания ее создания, а также соответствие затрат на создание информационной системы планируемой стоимости работ по разработке информационных систем, создаваемых в городе Москве, определяемой в соответствии с Методикой расчета планируемой стоимости работ по созданию, развитию и модернизации информационных систем города Москвы, утверждаемой совместным распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

1.3. В случае, если использование информационной системы будет осуществляться несколькими органами исполнительной власти города Москвы либо при использовании информационной системы планируется осуществление взаимодействия с жителями города Москвы и/или юридическими лицами, орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивающий создание информационной системы или осуществляющий функции и полномочия учредителя подведомственной организации, обеспечивающей создание информационной системы, по согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы представляет в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы проект правового акта Правительства Москвы, содержащий положение об указанной информационной системе, в котором в том числе отражаются определение информационной системы, ее задачи и функции, а также перечень участников информационного взаимодействия с использованием информационной системы и их полномочия, включая полномочия по обработке персональных данных, содержащихся в информационной системе.
распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

В случае, если в правовом акте Правительства Москвы определяется орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за организацию информационного наполнения информационной системы, полномочия по организации обработки персональных данных, содержащихся в информационной системе, определению целей обработки таких персональных данных, а также полномочия обладателя информации, содержащейся в информационной системе, возлагаются на указанный орган исполнительной власти города Москвы. При этом полномочия по применению технических мер обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, установленных Правительством Российской Федерации, возлагаются на оператора информационной системы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 6 октября 2015 года N 563-РП .
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП .

1.3(1). К мерам защиты информации, содержащейся в информационных системах, реализуемым органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за организацию информационного наполнения информационной системы, относятся:

Абзац утратил силу - .;

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .;

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .;

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .;

- определение степени возможного ущерба (возможных негативных последствий) от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации для каждого вида информации;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП)

- оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП)

Определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в информационной системе.
(Пункт дополнительно включен )

1.4. В случае отсутствия оснований для принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе, правовой акт о вводе в эксплуатацию информационной системы должен быть согласован с органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим эксплуатацию информационной системы за счет средств бюджета города Москвы, или с подведомственной такому органу исполнительной власти города Москвы организацией (в случае если на нее возложены соответствующие полномочия).
(Пункт 1.4 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП распоряжением Правительства Москвы от 6 октября 2015 года N 563-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

1.5. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, предоставляется после ввода информационной системы в эксплуатацию оператором информационной системы или организацией, уполномоченной им на осуществление функций оператора информационной системы, путем:

Свободного получения информации, не относящейся к информации ограниченного доступа, если иное не установлено в положении об информационной системе;

Получения информации органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями, иными организациями, физическими лицами в соответствии с положением об информационной системе;

Получения информации на основании договоров на использование информационных ресурсов информационной системы, заключаемых оператором информационной системы или организацией, уполномоченной им на осуществление функций оператора информационной системы, с хозяйствующими субъектами (далее - договор на использование информационных ресурсов).
(Пункт 1.5 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.6. Договор на использование информационных ресурсов является договором присоединения и должен в том числе предусматривать:

Перечень информационных систем, информация из которых подлежит предоставлению;

Состав информации, доступ к которой предоставляется;

Цели предоставления доступа к информации;

Размер платы за предоставление доступа к информации в случае, если оператором информационной системы не установлено, что предоставление доступа к ней осуществляется бесплатно;

Требования и ограничения по использованию информации, в том числе при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом.
(Пункт 1.6 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.7. Оператор информационной системы обеспечивает утверждение форм договоров на использование информационных ресурсов и их размещение на официальном сайте оператора информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заключение договоров на использование информационных ресурсов и контроль их исполнения. Указанные полномочия реализуются оператором информационной системы независимо от того, указан ли в правовом акте Правительства Москвы, содержащем положение об информационной системе, отличный от оператора информационной системы орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за организацию информационного наполнения информационной системы.
(Пункт 1.7 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.8. По договору на использование информационных ресурсов не предоставляются персональные данные и иная информация ограниченного доступа, за исключением случаев, когда такое предоставление согласовано с субъектом персональных данных или обладателем информации ограниченного доступа.
(Пункт 1.8 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.9. В правовом акте Правительства Москвы, содержащем положение об информационной системе, могут быть установлены иные особенности предоставления доступа к информации, содержащейся в информационной системе.
(Пункт 1.9 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. О вводе в эксплуатацию

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 3 июля 2012 года N 342-РП
(В редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства Москвы
от 5 декабря 2017 года N 694-РП ;
в редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства Москвы
от 19 декабря 2018 года N 891-РП . -
См. предыдущую редакцию)

О вводе в эксплуатацию

В соответствии с

(указывается правовой акт Правительства Москвы, в соответствии с которым создавалась информационная система)

и в целях реализации

(в случае принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе, указывается наименование соответствующего правового акта)

с учетом принятых в установленном порядке результатов

(указывается наименование работ - предмет контракта (договора), в соответствии с которым была создана информационная система)

произведенных по контракту (договору) от

что подтверждается

(указывается акт приемочных испытаний)

1. Принять с

в эксплуатацию

(указывается дата начала эксплуатации информационной системы)

(указывается наименование информационной системы)

создать паспорт информационной системы.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

на основании сведений, содержащихся в паспорте информационной системы, зарегистрировать информационную систему в Едином реестре информационных систем и ресурсов города Москвы.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить принятие правового акта Правительства Москвы, утверждающего положение об информационной системе.

5. Установить, что эксплуатацию информационной системы

обеспечивает

(указывается орган исполнительной власти города Москвы или подведомственная органу исполнительной власти города Москвы организация, которые осуществляют указанные полномочия)

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить разработку и утверждение организационно-распорядительных документов органов исполнительной власти города Москвы, обеспечивающих создание информационных систем, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации информационной системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить аттестацию информационной системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в информационной системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

(указываются должность, фамилия и инициалы лица, на которое возлагается обязанность по подготовке должностных лиц, работников к эксплуатации информационной системы)

обеспечить подготовку должностных лиц органа исполнительной власти города Москвы (работников подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации), обеспечивающих создание информационной системы, к эксплуатации информационной системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить подготовку органа исполнительной власти города Москвы (подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации), обеспечивающего создание информационной системы, к эксплуатации информационной системы.

10. Контроль за выполнением настоящего правового акта (локального нормативного акта)

возложить на

(указываются должность, фамилия и инициалы лица, на которое возлагается контроль за выполнением правового акта (локального нормативного акта)

Должность руководителя органа исполнительной власти

города Москвы или подведомственной органу

исполнительной власти города Москвы организации

Фамилия и инициалы

________________

В случае если оформление паспорта информационной системы и регистрацию информационной системы в Едином реестре информационных систем и ресурсов города Москвы осуществляет одно и то же структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации, пункты 2 и 3 настоящего приложения могут быть объединены.

Пункт включается в случае, если на дату принятия правового акта органа исполнительной власти города Москвы или локального нормативного акта подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации о вводе в эксплуатацию информационной системы не принят правовой акт Правительства Москвы, содержащий положение об информационной системе.

Пункт включается в случае отсутствия оснований для принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

3) описание действий оператора при работе с программами (правила запуска программ, очередность работы, действия в возможных нестандартных ситуациях и т.д.).

Описание контрольного примера включает описание:

1) функций и параметров программного обеспечения, проверяемых контрольным примером;

2) состава технических средств, необходимых для проверки программного обеспечения на данном примере;

3) входной информации;

4) результатов прогона программ по данным контрольного примера;

5) действий оператора при проверке программы на контрольном примере;

6) результатов проверки (эталона контроля) программ на контрольном примере.

Порядок передачи программной документации

Все программы и инструкции, проверенные разработчиком на контрольном примере, сдаются заказчику по акту, удостоверяющему их приемку в опытную эксплуатацию.

Сдаваемые заказчику программное обеспечение, инструкции и описания алгоритмов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к составу и содержанию рабочего проекта информационной системы. Заказчику передаются программы, записанные на магнитных носителях. Заказчик обеспечивает разработчика магнитными носителями и машинным временем, необходимыми для сдачи программ в опытную эксплуатацию и их дублирования (при необходимости).

Приемка комплекса задач (подсистем) в опытную эксплуатацию заключается в решении контрольного примера специально подготовленным персоналом заказчика в присутствии представителей разработчика с последующим анализом результатов. По взаимному согласованию контрольный пример может выполняться разработчиком в присутствии заказчика.

По результатам приемки подписывается акт сдачи-приемки программного обеспечения в опытную эксплуатацию. Обнаруженные

ошибки разработчика в программах и технической документации устраняются в процессе сдачи в опытную эксплуатацию.

Организационно-распорядительская документация

На основные работы, проводимые на стадии «Рабочий проект», оформляется следующая организационно-распорядительская документация:

1) приказ о проведении работ на стадии в соответствии с планомграфиком организационно-технических мероприятий;

2) план-график совместных работ исполнителя и заказчика;

3) акт проверки на контрольных примерах и приемки в опытную эксплуатацию рабочих программ;

4) акт готовности нормативно-справочной документации;

5) акт выполнения организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия к внедрению информационной системы.

5.5. Ввод информационной системы в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию информационной системы и ее отдельных элементов представляет собой процесс постепенного переходы от существующих методов управления к методам автоматизированного управления.

Ввод в эксплуатацию информационной системы организуется и проводится силами заказчика при участии разработчика и организацийсоисполнителей. Взаимодействие организаций заказчика, разработчика и соисполнителей осуществляется на основании договорных условия и плана-графика сдачи информационной системы в промышленную эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию осуществляется поэтапно, начиная со стадии разработки технического проекта по мере готовности рабочей документации и ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих внедрение очередей или объектов информационной системы, способных к самостоятельному функционированию.

К вводу информационной системы в эксплуатацию следует приступать при наличии:

1) оформленных документов о выполнении плана мероприятий по подготовке объекта;

2) рабочей документации на внедрение выделенной очереди или информационной системы в целом;

3) обученного персонала, обеспечивающего подготовку к вводу в

эксплуатацию и эксплуатацию выделенной очереди информационной системы;

4) принятых в эксплуатацию технических средств информационной системы, обеспечивающих функционирование внедряемых комплексов задач.

Организация работ

Осуществляются:

1) опытная эксплуатация отдельных задач и их комплексов;

2) приемка комплексов задач в промышленную эксплуатацию;

3) проведение приемо-сдаточных испытаний;

4) приемка системы в промышленную эксплуатацию.

Состав и очередность выполнения работ определяются согласованными планами-графиками ввода в эксплуатацию, в которых указываются состав и сроки выполнения следующих работ:

1) по строительству, монтажу, наладке и испытанию объектов информационной системы с момента получения рабочей документации до сдачи объектов в промышленную эксплуатацию;

2) по проведению опытной эксплуатации и приемо-сдаточным испытаниям комплексов задач;

3) по обеспечению перехода от существующих методов управления

к методам, предусмотренным проектом информационной системы.

На стадии «Ввод информационной системы в эксплуатацию»

заказчик обязан :

1) завершить выполнение организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия к внедрению информационной системы и оформить их актами;

2) обеспечить выполнение персоналом предприятия должностных и технологических инструкций;

3) ввести в эксплуатацию технические средства, необходимые для внедряемого технологического процесса обработки данных;

4) издать приказ с планом-графиком о проведении опытной эксплуатации информационной системы и проанализировать совместно с разработчиком результаты опытной эксплуатации;

5) завершить опытную эксплуатацию комплексов задач, входящих в состав информационной системы, и приемку их в промышленную эксплуатацию;

6) внести изменения в организационную структуру предприятия в соответствии с проектом информационной системы;

7) разработать проект приказа по составу приемочной комиссии;

8) разработать и согласовать с разработчиком проект программы приемо-сдаточных испытаний;

9) организовать работу приемочной комиссии, представить ей требуемую документацию и провести испытания информационной системы;

10) проверить эффективность реализованных решений в условиях промышленной эксплуатации и по результатам анализа функционирования системы разработать рекомендации по ее дальнейшему развитию.

На стадии «Ввод информационной системы в эксплуатацию»

разработчик обязан :

1) корректировать техническую документацию по результатам опытной эксплуатации информационной системы;

2) принимать участие в разработке проекта программы приемосдаточных испытаний информационной системы;

3) осуществлять методическое руководство и принимать участие в сдаче задач (комплексов задач) в промышленную эксплуатацию;

4) участвовать в работе комиссии по приемке информационной системы в промышленную эксплуатацию.

Порядок проведения опытной эксплуатации

Начало опытной эксплуатации задач (комплексов задач), сроки эксплуатации и состав комиссии по приемке конкретной задачи или подсистемы определяются приказом, изданным заказчиком и согласованным с разработчиком. К приказу прилагается согласованная с

разработчиком программа опытной эксплуатации, в которой определяются условия проверки комплексов задач, порядок проверки технических средств при решении комплексов задач (подсистем) и порядок устранения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации.

Возникшие в процессе опытной эксплуатации дополнительные требования заказчика, не предусмотренные в техническом задании и техническом проекте, не являются основанием для отрицательной оценки результатов опытной эксплуатации и могут быть удовлетворены по дополнительному соглашению в согласованные сроки.

При положительных результатах опытной эксплуатации задач (подсистем) составляется двухсторонний акт о приемке их в промышленную эксплуатацию.

После приемки информационной системы в промышленную эксплуатацию ответственность за функционирование ее в объеме принятых комплексов задач и средств несет заказчик.

Исходные и отчетные документы при испытаниях программного обеспечения информационной системы

Совместные испытания проводятся комиссией заказчика, в которой участвуют руководитель разработки и некоторые ведущие разработчики. Комиссия при испытаниях руководствуется следующими документами:

1) утвержденным заказчиком и согласованным с разработчиком техническим заданием на создание информационной системы;

2) действующими государственными и отраслевыми стандартами на проектирование и испытание программного обеспечения и на техническую документацию;

3) программой испытаний по всем требованиям технического

4) методиками испытаний по каждому разделу требований технического задания.

Программа испытаний, методики их проведения и оценки

результатов разрабатываются совместно заказчиком и разработчиком и должны быть согласованы и утверждены. Они содержат уточнения требований технического задания для данной системы и должны гарантировать их корректную проверку. Документация на систему должна

полностью соответствовать испытываемым программам, обеспечивать познаваемость системы обслуживающим персоналом, а также обеспечивать возможность развития и модернизации программ для увеличения продолжительности их жизненного цикла.

Программа испытаний – это план проведения серии экспериментов. Он разрабатывается с позиции минимизации объема тестирования при заданной и согласованной с заказчиком достоверности получаемых результатов. Для этого определяются последовательность и объем каждого тестирования в процессе проведения испытаний для проверки выполнения требований технического задания при минимальных затратах. Особенно сложно бывает выбрать набор стрессовых ситуаций функционирования системы, при которых следует провести испытания. Программа испытаний должна содержать следующие четко сформулированные разделы:

1) объект испытаний , его назначение и перечень основных документов, определивших его разработку;

2) цель испытаний с указанием основных требований технического задания, подлежащих проверке, и ограничений на проведение испытаний;

3) собственно программу испытаний , содержащую проверку комплектности разработанной системы в соответствии с техническим заданием и план тестирования для проверки функционирования программ по всем разделам технического задания и дополнительным требованиям, формализованным отдельными решениями;

4) методики испытаний , однозначно определяющие все понятия проверяемых характеристик, условия тестирования, средства, используемые для испытаний, методики обработки и оценки результатов тестирования по каждому разделу программы испытаний.

Большой объем разнородных данных, получаемых при испытаниях

программного обеспечения, и разнообразие возможных способов их обработки, интерпретации и оценки приводят к тому, что важнейшими факторами для обработки результатов тестирования становятся методики обработки и оценки результатов . В соответствии с методиками испытаний средства автоматизации должны обеспечивать полноту проверок характеристик по каждому разделу методик и разработку

протоколов проверки по пунктам программы испытаний. Сложность программного обеспечения и тесная взаимосвязь между различными его характеристиками приводят к необходимости тщательной формулировки всех условий тестирования и значений параметров, при которых должна производиться проверка.

Результаты испытаний фиксируются в протоколах, которые обычно содержат следующие разделы:

1) назначение тестирования и раздел требований технического задания, по которому производится испытание;

2) указание методик, в соответствии с которыми проводились испытания, обработка и оценка результатов;

3) условия проведения тестирования и характеристика исходных

4) обобщенные результаты испытаний с оценкой их на соответствие требованиям технического задания и другим руководящим документам;

5) выводы о результатах испытаний и степени соответствия созданного программного обеспечения определенному разделу требований технического задания.

Протоколы по всей программе обобщаются в акте, в результате чего

делается заключение о соответствии системы требованиям заказчика и о завершении работы с положительным или отрицательным итогом. При полном выполнении всех требований технического задания заказчик обязан принять систему и работа считается завершенной.

Однако, как уже отмечалось, для сложных комплексов программ трудно на начальных этапах проектирования предусмотреть и корректно сформулировать все требования технического задания. Поэтому при отладке и испытаниях часто выявляется, что некоторые требования технического задания оказываются невыполненными и иногда даже принципиально не могут быть выполнены при самом добросовестном отношении к этому со стороны разработчика. В этом случае необходима совместная работа заказчика и разработчика в поисках компромиссного решения при завершении испытаний и составлении заключения. Некоторые недостатки комплекса программ в процессе испытаний только регистрируются и фиксируются в плане устранения замечаний комиссии,

проводившей испытания. Этот план является приложением к акту о результатах испытаний и позволяет отделять последующие доработки от непосредственных испытаний.

Порядок проведения приемо-сдаточных испытаний

Ответственность за организацию и проведение приемки в промышленную эксплуатацию несет заказчик. Приемка информационной системы в промышленную эксплуатацию производится по завершению приемки заказчиком всех комплексов задач (подсистем) в промышленную эксплуатацию.

Задачи, комплексы задач (подсистем) и технические средства информационной системы, не предусмотренные в техническом задании, но внедренные заказчиком самостоятельно, могут быть включены в комплекс сдаваемой информационной системы только по согласованию с разработчиком и после внесения в техническое задание на создание информационной системы соответствующих изменений.

По требованию заказчика или разработчика к приемке информационной системы могут быть привлечены представители субподрядных организаций.

Заказчик предъявляет информационную систему приемочной комиссии. Помимо членов комиссии к приемке могут привлекаться с правом совещательного голоса эксперты по отдельным вопросам создания информационных систем. Заказчик обязан обеспечить нормальные условия работы комиссии в соответствии с принятой программой приемки информационной системы. Для оперативного решения организационных вопросов, возникающих в процессе приемки информационной системы, приказом руководителя организации-разработчика выделяется ответственный представитель от организации-разработчика.

Заказчик совместно с разработчиком подготавливает проект программы проведения испытаний и приемки информационной системы и передает его приемочной комиссии для рассмотрения и утверждения. В программе указываются: наименование сдаваемой информационной системы, директивные документы, на основании которых разрабатывалась система (если такие имеются), состав приемочной комиссии и номер приказа о ее назначении, цель, объекты, объем, место и

последовательность испытаний, методика проведения испытаний и оценки результатов.

Заказчик подготавливает совместно с разработчиком и передает во временное пользование комиссии следующие документы:

1) приказы, распоряжения, планы, договоры, предусматривающие создание информационной системы;

2) технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический проект, рабочий проект информационной системы;

3) акты рассмотрения и утверждения технического проекта;

4) двухсторонние акты заказчика и разработчика по сдаче задач, комплексов задач (подсистем), устройств и их комплексов в промышленную эксплуатацию в соответствии с утвержденным техническим заданием.

Приемочная комиссия обеспечивает:

1) проверку документации и функционирования информационной системы;

2) организацию рабочих групп и распределение обязанностей среди членов комиссии для проверки отдельных подсистем;

3) проверку расчета экономической эффективности созданной информационной системы;

4) организацию рабочих совещаний и подготовку актов приемки информационной системы.

Проверка условий эксплуатации и режима работы технических

средств информационной системы проводится одновременно с проверкой функционирования комплексов задач (подсистем). Подготовленность персонала, ответственного за функционирование информационной системы, определяется в соответствии с программой обучения и должностными инструкциями, входящими в состав рабочего проекта. Результаты проверки обсуждаются на рабочих совещаниях и оформляются протоколами.

Завершающим этапом работы комиссии является составление акта, в котором указываются:

1) состав комиссии, должности и места работы членов комиссии;

2) срок (дата) приемки системы;

3) состав исполнителей (организаций, предприятий), принимавших участие в создании информационной системы;

4) основания для проведения приемки (приказы, распоряжения и

5) перечень предъявленной документации информационной системы

и оценка ее соответствия действующим нормативно-техническим документам;

6) соответствие фактически выполненных и внедренных работ техническому заданию;

7) готовность всех видов обеспечения и структурных подразделений заказчика к внедрению и эксплуатации информационной системы;

8) сведения об эффективности информационной системы (сопоставление имеющихся или ожидаемых фактических данных по объему и источникам получаемой экономии с расчетными данными);

9) выводы комиссии о возможности приемки информационной системы;

Акт приемки в пяти экземплярах подписывается председателем и всеми членами комиссии. Датой ввода информационной системы в эксплуатацию считается дата подписания акта комиссией.

6. Коллектив разработчиков информационных систем

Поскольку создание современной информационной системы – сложный процесс, требующий совместных усилий большого числа различных специалистов, формирование коллектива, занимающегося проектированием, разработкой и внедрением информационной системы, в современных условиях приобретает очень большое значение.

Организация коллектива и распределение работ по специалистам могут производиться по нескольким принципам:

1) на основе распределения системного анализа (алгоритмизации) и разработки программ по разным коллективам;

Главная / Провода и кабели

ГОСТ 34.601-90

Группа П87

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

СТАДИИ СОЗДАНИЯ

Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Stages of development

МКС 35.080
ОКСТУ 0034

Дата введения 1992-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.90 N 3469

3. ВЗАМЕН ГОСТ 24.601-86 , ГОСТ 24.602-86

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

ГОСТ 19.101-77

Приложение 1

ГОСТ 34.201-89

Приложение 1

6*. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2009 г.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т.п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).

Стандарт устанавливает стадии и этапы создания АС.

В приложении 1 приведено содержание работ на каждом этапе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

1.2. Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

1.3. Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

1.4. Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС, приведен в приложении 2.

2. СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АС

2.1. Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в таблице.

Этапы работ

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2. Формирование требований пользователя к АС

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

2.4. Оформление отчета о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

4.2. Разработка документации на АС и ее части

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

5.2. Разработка документации на АС и ее части

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

7.2. Подготовка персонала

7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

7.4. Строительно-монтажные работы

7.6. Проведение предварительных испытаний

7.7. Проведение опытной эксплуатации

7.8. Проведение приемочных испытаний

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2. Послегарантийное обслуживание

2.2. Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.

Допускается исключать стадию "Эскизный проект" и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация" в одну стадию "Технорабочий проект". В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

1. На этапе 1.1 "Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС" в общем случае проводят:

Сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;

Оценку качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;

Оценку (технико-экономической, социальной и т.п.) целесообразности создания АС.

2. На этапе 1.2 "Формирование требований пользователя к АС" проводят:

Подготовку исходных данных для формирования требований к АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы);

Формулировку и оформление требований пользователя к АС.

3. На этапе 1.3 "Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)" проводят оформление отчета о выполненных работах на данной стадии и оформление заявки на разработку АС (тактико-технического задания) или другого заменяющего ее документа с аналогичным содержанием.

4. На этапах 2.1 "Изучение объекта" и 2.2 "Проведение необходимых научно-исследовательских работ" организация-разработчик проводит детальное изучение объекта автоматизации и необходимые научно-исследовательские работы (НИР), связанные с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя, оформляют и утверждают отчеты о НИР.

5. На этапе 2.3 "Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя" в общем случае проводят разработку альтернативных вариантов концепции создаваемой АС и планов их реализации; оценку необходимых ресурсов на их реализацию и обеспечение функционирования; оценку преимуществ и недостатков каждого варианта; сопоставление требований пользователя и характеристик предлагаемой системы и выбор оптимального варианта ; определение порядка оценки качества и условий приемки системы; оценку эффектов, получаемых от системы.

6. На этапе 2.4 "Оформление отчета о выполненной работе" подготавливают и оформляют отчет, содержащий описание выполненных работ на стадии, описание и обоснование предлагаемого варианта концепции системы.

7. На этапе 3.1 "Разработка и утверждение технического задания на создание АС" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение технического задания на АС и, при необходимости, технических заданий на части АС.

8. На этапе 4.1 "Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям" определяются: функции АС; функции подсистем, их цели и эффекты; состав комплексов задач и отдельных задач; концепции информационной базы, ее укрупненная структура; функции системы управления базой данных; состав вычислительной системы; функции и параметры основных программных средств.

9. На этапе 5.1 "Разработка проектных решений по системе и ее частям" обеспечивают разработку общих решений по системе и ее частям, функционально-алгоритмической структуре системы, по функциям персонала и организационной структуре, по структуре технических средств , по алгоритмам решений задач и применяемым языкам, по организации и ведению информационной базы, системе классификации и кодирования информации, по программному обеспечению.

10. На этапах 4.2 и 5.2 "Разработка документации на АС и ее части" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС. Виды документов - по ГОСТ 34.201 .

11. На этапе 5.3 "Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку" проводят: подготовку и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготавливаемых серийно.

12. На этапе 5.4 "Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации" осуществляют разработку, оформление, согласование и утверждение заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ , связанных с созданием АС.

13. На этапе 6.1 "Разработка рабочей документации на систему и ее части" осуществляют разработку рабочей документации, содержащей все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу АС в действие и ее эксплуатации, а также для поддерживания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы в соответствии с принятыми проектными решениями, ее оформление, согласование и утверждение. Виды документов - по ГОСТ 34.201 .

14. На этапе 6.2 "Разработка или адаптация программ" проводят разработку программ и программных средств системы, выбор, адаптацию и (или) привязку приобретаемых программных средств, разработку программной документации в соответствии с ГОСТ 19.101 .

15. На этапе 7.1 "Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие" проводят работы по организационной подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие, в том числе: реализацию проектных решений по организационной структуре АС; обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами; внедрение классификаторов информации.

16. На этапе 7.2 "Подготовка персонала" проводят обучение персонала и проверку его способности обеспечить функционирование АС.

17. На этапе "Комплектация АС поставляемыми изделиями" обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

18. На этапе 7.4 "Строительно-монтажные работы" проводят: выполнение работ по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала АС; сооружение кабельных каналов; выполнение работ по монтажу технических средств и линий связи; испытание смонтированных технических средств; сдачу технических средств для проведения пусконаладочных работ.

19. На этапе 7.5 "Пусконаладочные работы" проводят автономную наладку технических и программных средств, загрузку информации в базу данных и проверку системы ее ведения; комплексную наладку всех средств системы.

20. На этапе 7.6 "Проведение предварительных испытаний" осуществляют:

Испытания АС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;

Устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на АС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний;

Оформление акта о приемке АС в опытную эксплуатацию.

21. На этапе 7.7 "Проведение опытной эксплуатации" проводят: опытную эксплуатацию АС; анализ результатов опытной эксплуатации АС; доработку (при необходимости) программного обеспечения АС; дополнительную наладку (при необходимости) технических средств АС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

22. На этапе 7.8 "Проведение приемочных испытаний" проводят:

Испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

Анализ результатов испытаний АС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях;

Оформление акта о приемке АС в постоянную эксплуатацию.

23. На этапе 8.1 "Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами" осуществляют работы по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации АС в течение установленных гарантийных сроков, внесению необходимых изменений в документацию на АС.

24. На этапе 8.2 "Послегарантийное обслуживание" осуществляют работы по:

Анализу функционирования системы;

Выявлению отклонений фактических эксплуатационных характеристик АС от проектных значений;

Установлению причин этих отклонений;

Устранению выявленных недостатков и обеспечению стабильности эксплуатационных характеристик АС;

Внесению необходимых изменений в документацию на АС.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТАХ ПО СОЗДАНИЮ АС

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

1. Организация-заказчик (пользователь), для которой создается АС и которая обеспечивает финансирование, приемку работ и эксплуатацию АС, а также выполнение отдельных работ по созданию АС;

2. Организация-разработчик, которая осуществляет работы по созданию АС, представляя заказчику совокупность научно-технических услуг на разных стадиях и этапах создания, а также разрабатывая и поставляя различные программные и технические средства АС;

3. Организация-поставщик, которая изготавливает и поставляет программные и технические средства по заказу разработчика или заказчика;

4. Организация-генпроектировщик объекта автоматизации;

5. Организации-проектировщики различных частей проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС;

6. Организации строительные, монтажные, наладочные и другие.

Примечания:

1. В зависимости от условий создания АС возможны различные совмещения функций заказчика, разработчика, поставщика и других организаций, участвующих в работах по созданию АС.

2. Стадии и этапы выполняемых ими работ по созданию АС определяются на основании настоящего стандарта.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Зачем, в принципе, нужны при проектировании?

Получается так, что ГОСТы помогают самому проектировщику.

Основная проблема при проектировании – это отсутствие самого проектирования. Есть некие обрывки мыслей, желаний, но без формирования их в некую целостную картину. Это свойственно и начинающим и системным администраторам и начинающим системным инженерам. Присутствуют некая спонтанность мышления. Кстати, она же свойственна и многим заказчикам. Но они находятся в несколько более выгодном положении, чем исполнители.

Возникает интересный: а кому нужно и все эти пояснительные записки, ТЗ и т.п.? И вот какой интересный ответ у нас получится: на 85% документирование необходимо исполнителю. Оставшиеся 15% нужны заказчику для некоего общего понимания происходящего. Но исполнителю надо четко обозначить как границы проекта, так и признаки его выполнения. Исполнитель должен уметь защищать себя от хаотичности мышления заказчика.

Итак, обратимся к ГОСТам разработчика. Основных у нас их два: ГОСТ 34й серии и ГОСТ 19й серии. 34я серия относится к разработке автоматизированных систем, а 19й – к разработке программного обеспечения.
Мы будем говорить о ГОСТе 34й серии.

В 34й серии много различных ГОСТов. Нас будут интересовать лишь некоторые из них. А именно:

1. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения
2. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
3. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
4. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем
5. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
6. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

ГОСТы чем-то похожи по своей иерархической структуре на каталог. На такой, например, как Active Directory. Вероятно, что если писать документацию четко следуя ГОСТам, то перекрестные ссылки позволят вам ознакомиться с огромным количеством документов. Но что самое главное в ГОСТах, это четкая модель «от общего к частному». Начиная с общих фраз мы дойдем до самого последнего RJ45 в системе.

А теперь более подробно. Основным ГОСТом, вокруг которого идет т.н. пляска является ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания). Давайте более подробно посмотрим на этот документ.

Вот такая вот структура встречает нас в данном документе. Что же в этом замечательного? Замечательного в этом то, что мы видим практически полный цикл жизни автоматизированной системы. Почему почти? Потому что тут отсутствует такая стадия как вывод из эксплуатации и утилизация. Но нам это не особо и надо. Пока с лихвой хватит и существующих стадий. Тем более, что стадия утилизации рассмотрена в одном из других ГОСТов, но это выходит за рамки этой статьи.

Как я говорил выше, ГОСТы содержат в себе перекрестные ссылки. И чтобы пойти дальше в наших рассуждениях, мы чуть-чуть заглянем в ГОСТ 34.003-90 (Термины и определения). В нем интересует определение автоматизированной системы. Это важно, т.к. нам все же надо иметь представление, что же мы собираемся создавать.

ГОСТ 34.003-90 в определении автоматизированной системы говорит нам следующее: автоматизированная система; АС: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций . Т.е. другими словами, АС состоит из

1. Персонала
2. комплекса средств
3. некой деятельности, подлежащей автоматизации.

Так же уточним у ГОСТа 34.003-90

1. комплекс средств автоматизации автоматизированной системы; КСА АС: Совокупность всех компонентов АС, за исключением людей
2. пользователь автоматизированной системы; пользователь AC: Лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования
3. эксплуатационный персонал автоматизированной системы; эксплуатационный персонал АС
4. компонент автоматизированной системы; компонент AC: Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое

Итак, что же у нас получается? А получается, что мы почувствовали под ногами некоторый фундамент, на который будем опираться. Нам известно, из чего состоит автоматизированная система и уточнили, что персонал бывает двух видов: пользовательский и эксплуатационный. И логически выведем, что компонент АС, выделенный по определенному признаку будет т.с. «hardware» и «software», если совсем просто. И совокупность программы+железо будет комплекс средств автоматизации АС.

Значит, если заказчик, например, скажет «А установите мне Exchange», то это не будет АС по одной простой причине: как минимум в таком задании отсутствует вид автоматизируемой деятельности. А может быть заказчику вообще нужен не Exchange. А может ему совсем нужен не Exchange. А это значит, что требуется обследование объекта автоматизации. А значит начинается стадия первая ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания). «Формирование требований к АС»

На этой стадии ГОСТ требует от нас сделать несколько этапов. Если перевести это на человеческий язык, то тут мы должны определить надо ли вообще что-либо разрабатывать. Целесообразно ли это различных точек зрения. В общем, провести оценку необходимости начала работ. Итогом работы по этой стадии становится отчет, который фиксирует результат.

После того, как мы решили с заказчиком, что есть достаточные основания для разработки, мы можем переходить к следующей стадии «Разработка концепции АС».

В концепции нам необходимо изучить объект, где требуется произвести внедрение. Если в первой стадии мы искали причину создания АС вообще(исходя лишь из бизнес-целей, просто ГОСТ писался тогда, когда таких слов не употребляли), то на второй стадии нам необходимо найти возможные варианты , которые удовлетворяют требованиям заказчика. Например, если заказчик хочет почтовую систему, то это можно реализовать как на Exchange, так и на Postfix или на чем ни будь еще. Со своими плюсами, минусами и вариантами развития. Проводится общая экспертиза объекта и предварительно оцениваются трудозатраты. Мы, как исполнители, тоже ищем для себя наиболее оптимальный вариант.
После того, как мы придем с заказчиком к определенному единому мнению о том, какой именно вариант решения ему подходит в общих чертах больше всего, мы переходим к, не побоюсь этого слова, самому важному пункту проекта «Техническое задание»

Техническое задание, если посмотреть определение ГОСТ 34.602-89, является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

ТЗ настолько важный документ, что ему посвящен персональный ГОСТ. Сейчас мы на этом подробно останавливаться не будем. Замечу лишь, что для правильного формирования ТЗ необходимо, чтобы стадии ГОСТа 34.601-90 «Формирование требований к АС» и «Разработка концепции АС» были выполнены. От качества выполнения этих стадий зависит правильность и корректность создания ТЗ.

Дата введения с 01.07.1987г.

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление), включая их сочетания (исследование - проектирование - управление, проектирование - управление), создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).

Стандарт устанавливает стадии и этапы создания и развития АС и основные результаты выполнения работ на каждой стадии.

Стандарт не распространяется на порядок разработки комплектующих изделий, используемых в АС.

Порядок разработки поставляемых комплексов средств автоматизации, технических средств, программных средств и др. определяется стандартами системы разработки и поставки продукции и техники на производство, действующей в ведомстве заказчика АС.

В справочнике приложении приведены пояснения и некоторые термины, применяемые в стандарте.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Создание (развитие) АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимно связанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

1.2. Состав, содержание и порядок выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в нормативно-технической документации по созданию АС соответствующего вида.

2. СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

2.1. Стадии и этапы работ приведены в таблице.

Стадии Этапы работ
1. Исследование и обоснование создания АС 1.1. Обследование (сбор и анализ данных) автоматизированного объекта, включая сбор сведений о зарубежных и отечественных аналогах
1.2. Разработка и оформление требований к системе (технико-экономическое обоснование, тактико-техническое задание, заявка)
2. Техническое задание 2.1. Научно-исследовательские работы*
2.2. Разработка аванпроекта
2.3. Разработка технического задания на АС в целом и, при необходимости, частных ТЗ на подсистемы АС
3. Эскизный проект 3.1. Разработка предварительных решений по выбранному варианту АС и отдельным видам обеспечения
4. Технический проект 4.1. Разработка окончательных решений по общесистемным вопросам, в том числе по структурам АС (функциональной, организационной); процедурам (задачам), реализуемым системой; процессу функционирования системы и, при необходимости, выдача частных технических заданий на разработку видов обеспечения АС или видов обеспечения подсистемы АС
4.2. Разработка решений по организационному обеспечению, включая разработку плана мероприятий по подготовке к внедрению АС
4.3. Разработка решений по техническому обеспечению
4.4. Разработка или выбор алгоритмов автоматизируемой деятельности
4.5. Разработка решений по информационному обеспечению
4.6. Разработка решений по лингвистическому обеспечению
4.7. Разработка решений по программному обеспечению
4.8. Разработка решений по методическому обеспечению
4.9. Разработка проектно-сметной строительной документации
4.10. Согласование решений по связям видов обеспечения между собой и разработка общесистемной документации на АС в целом
4.11. Составление заказной документации на поставляемые компоненты и комплексы средств автоматизации или технических заданий на их разработку
5. Рабочая документация 5.1. Разработка рабочей документации по информационному обеспечению
5.2. Разработка рабочей документации по организационному обеспечению
5.3. Разработка рабочей документации по методическому обеспечению
5.4. Разработка рабочей документации по лингвистическому обеспечению
5.5. Разработка или адаптация программ и программной документации
5.6. Разработка документации на технические средства разового изготовления
5.7. Разработка проектно-сметной строительной документации
6. Изготовление несерийных компонентов комплекса средств автоматизации (КСА) 6.1. Изготовление компонентов КСА
6.2. Автономная отладка и испытание компонентов КСА
7. Ввод в действие 7.1. Подготовка организации к вводу АС в действие, обучение персонала пользователя *
7.2. Строительно-монтажные работы *
7.3. Комплектация АС * поставляемыми комплексами средств автоматизации, техническими средствами, программными средствами и др.
7.4. Пуско-наладочные работы * (комплексная отладка КСА)
7.5. Проведение опытной эксплуатации АС
7.6. Проведение приемочных испытаний (государственных, межведомственных или ведомственных)
7.7. Устранение замечаний, выявленных при испытаниях АС
7.8. Приемка АС в промышленную эксплуатацию (внедрение АС)

* Этапы допускается выполнять на предшествующих стадиях в зависимости от конкретных условий разработки.

2.2. Состав, последовательность и сроки реализации стадий и этапов работ, выполняемых при создании (развитии) АС устанавливают в техническом задании на создание (развитие) системы из числа стадий и этапов, приведенных в таблице.

2.3. Применение введенной в действие АС на аналогичных объектах осуществляется путем использования готовых проектных решений разработанной системы и серийно изготавливаемых комплектующих (комплексов средств автоматизации, программных средств, технических средств и т.п.) изделий.

Решение о возможности применения АС принимает комиссия при проведении приемочных испытаний системы.

2.4. При создании (развитии) АС обязательными стадиями являются: «Техническое задание», «Технический проект», «Рабочая документация» и «Вод в действие».

Для простых систем и систем, разрабатываемых с использованием типовых проектных решений, объединяют стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в одну.

2.5. Обязательными этапами при создании АС являются: 1,2; 2.3; 4.1-4.5; 4.7; 4.9 - 4.11; 5.1; 5.2; 5.5; 7.1; 7.3 - 7.5; 7.6 и 7.8.

2.6. Допускается проводить научно-исследовательские работы (этап 2.1) на стадии «Исследование и обоснование создания АС», и, при необходимости, на других стадиях.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СТАДИЯМ

3.1. Результатом выполнения стадии «Исследование и обоснование создания АС» является научно-технический отчет, тактико-техническое задание, технико-экономическое обоснование или заявка на создание АС.

3.2. Результатом выполнения стадии «Техническое задание» является техническое задание на создание АС.

3.3. Результатом выполнения стадии «Эскизный проект» является эскизный проект.

3.4. Результатом выполнения работ на стадии «Технический проект» является технический проект.

3.5. Результатом выполнения работ на стадии «Рабочая документация» является комплект рабочей документации АС.

3.6. Результатом выполнения работ на стадии «Изготовление несерийных компонентов КСА» являются компоненты КСА, прошедшие испытания в установленном порядке .

3.7. Результатом выполнения работ на стадии «Ввод в действие» является приемка АС в промышленную эксплуатацию.

3.9. Развитие (модернизацию) или снятие системы с эксплуатации осуществляют на основании решений, принятых по результатам проведения анализа эксплуатации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин Пояснение
Автоматизированная система Система, состоящая из взаимосвязанной совокупности подразделений организации (или коллектива специалистов) и комплекса средств автоматизации деятельности, реализующая автоматизированные функции по отдельным видам деятельности - исследованию, управлению, испытаниям и др., или по их сочетаниям.
Комплектующие изделия в АС Поставляемая часть АС, представляющая собой компонент или взаимосвязанную совокупность компонентов (комплекс) одного или нескольких видов обеспечений, разработанная в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, прошедшая государственные, межведомственные или ведомственные испытания, принятая в производство, изготовленная по утвержденной в установленном порядке технологии, принятая службой технического контроля (нормоконтроля) организации изготовителя (поставщика). Комплектующие изделия АС являются продукцией производственного и технического назначения
Методическое обеспечение АС Документы, которые отражают взаимодействие пользователя с комплексом средств автоматизации, включая описание системы и подсистем, методику (технологию) выполнения автоматизированной деятельности, инструкций пользователей
Организационное обеспечение АС Документы (положения, должностные инструкции, штатные расписания, квалификационные требования и др.), устанавливающие организационную структуру, функции и порядок взаимодействия между собой подразделений при работе АС, в том числе инструкции персоналу
Компонент АС Элемент одного из видов обеспечений (технического, программного, информационного и др.), выполняющий определенную функцию в подсистеме АС и обеспечивающий ее работу

Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединённых в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Стадии и Этапы работ

1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС.

1.2. Формирование требований пользователя к АС.

1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС.

2.1. Изучение объекта.

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ.

2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя.

2.4. Оформление отчёта о выполненной работе.

3. Техническое задание.

Разработка и утверждение технического задания на создание АС.

4. Эскизный проект.

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям.

4.2. Разработка документации на АС и её части.

5. Технический проект.

5.1. Разработка проектных решений по системе и её частям.

5.2. Разработка документации на АС и её части.

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку.

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

6. Рабочая документация.

6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части.

6.2. Разработка или адаптация программ.

7. Ввод в действие.

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие.

7.2. Подготовка персонала.

7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями).

7.4. Строительно-монтажные работы.

7.5. Пусконаладочные работы.

7.6. Проведение предварительных испытаний.

7.7. Проведение опытной эксплуатации.

7.8. Проведение приёмочных испытаний.

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.

8.2. Послегарантийное обслуживание.

ГОСТ 34.602-89 "Техническое задание на создание автоматизированной системы"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

1.2. ТЗ на АС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы.

1.3. Требования к АС в объеме, установленном настоящим стандартом, могут быть включены в задание на проектирование вновь создаваемого объекта автоматизации. В этом случае ТЗ на АС не разрабатывают.

1.4. Включаемые в ТЗ на АС требования должны соответствовать современному уровню развития науки и техники и не уступать аналогичным требованиям, предъявляемым к лучшим современным отечественным и зарубежным аналогам . Задаваемые в ТЗ на АС требования не должны ограничивать разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений.

1.5. ТЗ на АС разрабатывают на основании исходных данных в том числе содержащихся в итоговой документации стадии «Исследование и обоснование создания АС», установленной ГОСТ 24.601.

1.6. В ТЗ на АС включают только те требования, которые дополняют требования к системам данного вида (АСУ, САПР, АСНИ и т. д.), содержащиеся в действующих НТД, и определяются спецификой конкретного объекта, для которого создается система.

1.7. Изменения к ТЗ на АС оформляют дополнением или подписанным заказчиком и разработчиком протоколом. Дополнение или указанный протокол являются неотъемлемой частью ТЗ на АС. На титульном листе ТЗ на АС должна быть запись «Действует с... ».

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ

2.1. ТЗ на АС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

2) назначение и цели создания (развития) системы;

3) характеристика объектов автоматизации;

4) требования к системе;

5) состав и содержание работ по созданию системы;

6) порядок контроля и приемки системы;

7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8) требования к документированию;

9) источники разработки.

В ТЗ на АС могут включаться приложения.

ГОСТ 34.603-92 "Виды испытаний"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Испытания АС проводят на стадии "Ввода в действие" по ГОСТ 34.601 с целью проверки соответствия создаваемой АС требованиям технического задания (ТЗ).

1.2. Испытания АС представляют собой процесс проверки выполнения заданных функций системы, определения и проверки соответствия требованиям ТЗ количественных и (или) качественных характеристик системы, выявления и устранения недостатков в действиях системы, в разработанной документации.

1.3. Для АС устанавливают следующие основные виды испытаний:

а) предварительные;

1) автономные;

2) комплексные.

б) опытная эксплуатация;

Опытную эксплуатацию проводят в соответствии с программой, в которой указывают:

1) условия и порядок функционирования частей АС и АС в целом;

2) продолжительность опытной эксплуатации, достаточную для проверки правильности функционирования АС при выполнении каждой функции системы и готовности персонала к работе в условиях функционирования АС;

3) порядок устранения недостатков, выявленных в процессе опытной эксплуатации.

в) приемочные.

Приемочные испытания проводят в соответствии с программой, в которой указывают:

1) перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты ТЗ);

2) критерии приемки системы и ее частей;

3) условия и сроки проведения испытаний;

4) средства для проведения испытаний;

5) фамилии лиц, ответственных за проведение испытаний;

6) методику испытаний и обработки их результатов;

7) перечень оформляемой документации.

http://www.franklin-grant.ru/ru/technologies/gost.asp


Особенности НГО. Характеристика объектов управления.

Структура НГО. Уровни и системы управления НГО.

Особенности ВТ в НГО:

1) Территориальная распределённость объектов НГО, ВТ и АС.

2) Непрерывный или дискретно-непрерывный характер технологических процессов.

3) Сложные климатические условия эксплуатации и высокая пожароопасность.

4) Низкоквалифицированный обслуживающий персонал.

5) Предприятия отрасли являются градообразующими.

Укрупнен схема взаимосвязи технологич комплексов НГО:

Этапы развития. Последовательность метасистемных переходов:

70-е гг – централизованные системы сбора и обработки информации на базе ЕС-ЭВМ: КИВЦ\РИВЦ.

80-е гг – микропроцессорная техника, появляются новые средства (децентрализованные): СМ-ЭВМ, TECHNIK, МикроДат.

90-е гг – кластерная система, множество относительно автономных подсистем: ПЭВМ.

2000 г. – клиент-серверные технологии, технологии искусственного интеллекта, зарубежные технические решения.

В наст время НГО на высоком уровне развития.

Фирменные концепции и решения по автоматизации НГО:

1) ERP (Enterprise Resource Planning) – АСУП, АС управления ресурсами предприятия.

2) EAM (Enterprise Asset Management) – АС управления производственными мощностями и фондами.

3) MES (Manufacturing Execution System) – АСУПП, системы оперативного управления производством.

4) SCADA – АСУТП, АС управления технологическими процессами.

PLC – программно-логические контроллеры.

DCS – распределенные системы управления.

АС реализуется в виде последовательности информационно связанных функций, задач или процедур, выполняемых в автоматизированном (интерактивном) или автоматическом режиме.

Автоматизированные технологические комплексы - совокупность технологических и программных средств необходимых для определенного вида производства и производственных процессов.

4) разработка оптимальных технологических режимов;

5) расчет необходимых материальных ресурсов и их оптимальное распределение – оборудование;

6) сведение максимального баланса и анализ удельных затрат;

7) анализ простоев технологического оборудования и учет потерь;

8) автоматизированная обработка результатов исследований и технологической информации;

9) управление техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.

На верхнем уровне решение задач направлен на поддержку принятия решений специалистами в изменяющихся условиях работы предприятия.

Решение этих задач направлено на поддержку принятия решений на предприятии (Средний уровень).

Функционал на уровне цеха:

1) сбор информации системами автоматизации технологических объектов;

2) создание и ведения БД;

3) формирование и передача информации на уровне предприятия;

4) контроль состояния оборудования технологических режимов;

5) оперативные расчеты эффективности мероприятия;

6) диагностика работы технологического оборудования и технических средств автоматизации;

7) ведение отчетных и плановых документов.

Решение этих задач направлено на реализацию принятых решений в изменяющихся условиях работы цехов предприятия.

Требования к САУ на разных уровнях НГО. (рисунок)


Уровень технологического объекта:

(Нижний уровень)

1) сбор информации с датчиков и систем автоматизации по регламенту;

2) автоматическая обработка и хранения первичной информации;

3) автоматическое управление и регулирование технических объектов (задание уставов);

4) диалог с оператором технологом;

5) обеспечение контроля параметров безопасности.

Основные принципы построения АС на разных уровнях предприятия:

1) Инвариантность выполнения функций на каж уровне упр-я по отношению к колич-ву и типам технологич объектов: система д\б настраиваема на конкрет тех объекты открытой и дополняемой нов ф-ми. Дерево типов объектов => дерево конкретных объектов.

2) Интеллектуализация тех и программ ср-в путем автоматизац ф-й персонала.

3) Стандартизац, гарантирован-я совместимость аппарат и программ ср-в и как следствие снижение затрат на их эксплуатацию.

4) Архитектура комплекса тех средств должна обеспеч реализац различ конфигурац сист управлен с радиальными, кольцевыми и смешан каналами связи в т.ч. по проводному и радио-каналу.

Виды обеспечений АС. Проблемы, модели и средства интеграции АСУ в НГО

В общем случае автоматизированные системы состоят из программно-технических комплексов(ПТК), программно-методических комплексов(ПМК) и компонентов техн. Программного и информационного обеспечения.

АС – это совокупность взаимосогласованных компонентов и комплексов программного, технического и информационного обеспечений, разрабатываемая изготавливаемая и поставляемая как продукция производственно-технического назначения. Совместное функционирование и взаимодействие комплексы осуществляется на базе вычислительных сетей.

ПО АС – совокупность программ на носителях информации с программной документацией по ГОСТ 19.101.

Техническое Обеспечение АС – совокупность средств реализации управляющий воздействий, средств получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения регистрации, вывода отображения, использования и передачи данных с конструкторской документацией по ГОСТ 2.102 и эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601.

Информационное Обеспечение АС – совокупность системно-ориентированных данных описывающий принятый в системе словарь базовых описаний(классификаторы, типовые модели, элементы автоматизации, форматы документации) и актуализируемых данных о состоянии информационной модели объектов автоматизации(объекта управления, проектирования) на всех этапах жизненного цикла.

Организационно-методическое обеспечение АС – совокупность документов, определяющих организационную структуру объекта и систему автоматизации, деятельность в условиях функционирования системы, формы представления результатов деятельности.

Математическое обеспечение АС – совокупность математических методов моделей и алгоритмов обработки информации используемых при функционировании системы.

Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств для построения и сочетания информационных единиц КСА.

Сдача информационной системы в эксплуатацию состоит из следующих этапов:

  • 1)ввод в опытную эксплуатацию технических средств;
  • 2)ввод в опытную эксплуатацию программных средств;
  • 3)обучение и сертифицирование персонала;
  • 4)проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом;
  • 5)сдача в эксплуатацию и подписание актов приемки-сдачи работ.

Разработанная нами информационная система имеет следующие минимальные требования к техническим характеристикам аппаратных и программных средств:

  • -одноядерный процессор с частотой 2 ГГц;
  • -оперативная память DDR - 512 Мб;
  • -видеокарта - подойдет любая современная;
  • -1 Гб места на жестком диске;
  • -монитор, клавиатура, мышь;
  • -установленная операционная система Windows 98/XP/Vista/Seven.

Поскольку в ОАО «Кировэнергосбыт» на данный момент существуют похожие базы данных (наша база является синтезом 2 существующих баз), то особого обучения персонала при внедрении новой базы данных не требуется.

После введения в базу данных предприятия, она полностью готова к эксплуатаии.

Эксплуатация информационной системы

В данной работе была сделана попытка максимально упростить работу пользователей с помощью информационной систему «Учет работы с клиентами» ОАО «Кировэнергосбыт». Поскольку приложение изобилует таблицами, необходимо было разработать удобную систему навигации, поиска, добавления и удаления записей, составления отчетов.

Не смотря на то, что приложение не требует мощных технических характеристик от компьютера, на котором оно будет использоваться, приложение не должно содержать обилия побочных элементов.

При запуске программы «Учет работы с клиентами» появится форма, которая предлагает начать работу с данными ОАО «Кировэнергосбыт».

Если Вам нужны данные о должниках ОАО «Кировэнергосбыт», то щелкните на «Должники». Откроется новая форма «Должники», с помощью которой можно найти, добавить, изменить или удалить нужный параметр.

При нажатии кнопки «Изменить» щелкнув предварительно по нужной строке в таблице и, изменив ее данные, в таблице зафиксируются изменения данных указанной строки. Если вы хотите добавить новые данные в таблицу, то в указанные поля введите новые данные. После чего нажмите кнопку «Добавить» и новые сведения появятся в базе данных. В поле «Поиск» вы можете найти нужную вам информацию по одному или нескольким параметрам, введя данные и нажав кнопку «Поиск». Так же, выделив строчку в таблице и нажав кнопку «Удалить» из Вашего списка удалится нужный и все данные о нем. Если вы желаете вернуться в первоначальную форму нажмите «Выход».

На главной форме, также, находятся кнопки, открывающие доступ к данным о поставщиках («Поставщики»), о договорах («Договоры»), о сотрудниках («Сотрудники»), о потребителях («Потребители»). Все открываемые формы, также, содержат кнопки «Добавить», «Изменить», «Удалить», «Поиск», «Отчет», «Выход».

Если Вы хотите выйти из программы, то на главной форме необходимо нажать кнопку «Выход».

В программе введены ограничения на изменение интерфейса, на доступ пользователя к кнопкам «Добавить», «Изменить», «Удалить», проверка на соответствие вводимых данных параметрам таблиц, проверка на максимально полный ввод данных.

Перспективы развития информационной системы

На данном этапе созданная нами информационная система способна учитывать работу с клиентами ОАО «Кировэнергосбыт», с ее поставщиками, выделять в отдельную категорию должников Общества, что упрощает работу по их поиску. При создании данной информационной системы была сделана попытка объединить 2 существующие на данный момент база данных, учитывающих отдельно должников и всех потребителей Общества.

В дальнейшем в нее могут быть добавлены новые возможности по созданию уведомлений и предупреждений для должников, учет услуг, оказываемых в соответствии с договором, элементы бухгалтерского учета, возможность интеграции данных в 1С: Предприятие и т.д.

Компьютер